Как грузовые дроны DJI используют в районе горы Эверест
Сегодня уже не так много областей человеческой деятельности, где не применяют беспилотники самого разного типа. Иногда это просто необходимость, а иногда, как в описываемом ниже случае, способ помочь и ускорить рабочий процесс. Речь идет о горе Эверест и ее окрестностях. Здесь впервые стали использовать дроны-доставщики DJI для перевозки грузов альпинистам и уборки мусора.
Мало найдется людей, которые ни разу не слышали об Эвересте, или на тибетском языке Джомолунгме. Для многих альпинистов подняться на самую высокую вершину мира – мечта всей жизни. По состоянию на 2023 год насчитывалось 6664 успешных восхождения на “Вершину мира”. У этих мест невероятная популярность, поэтому за многие годы здесь успели побывать тысячи людей.
Но у этой популярности есть и обратная сторона. В газетах Эверест часто называют “Самой высокой мусорной свалкой в мире”. И это вовсе не преувеличение. В Непале, на территории которого находится великая гора, специалисты подсчитали, что за семь десятилетий активности людей в этих местах, главным образом альпинистов и обслуживающего персонала, накопилось около 140 тонн самых разных типов отходов: кислородных баллонов, упаковок из-под продуктов, человеческих отходов. И это не считая еще тел альпинистов, погибших во время восхождения. До сих пор многих погибших так и не нашли.
Восхождение на Эверест – затея не только опасная, но и крайне затратная во всех отношениях. Альпинистам, которые стремятся покорить “Вершину мира”, нужны различные припасы: кислородные баллоны, палатки, питание и многое другое. Они часто нанимают местных шерпов для транспортировки всего необходимого. Маршрут от базового лагеря Эвереста (EBC) до вершины включает в себя переход экстремальных районов, например, ледопада Кхумбу. Переход этого ледопада признают одним из самых опасных этапов на южном маршруте восхождения на Эверест.
В апреле 2024 года компания DJI Delivery в сотрудничестве компанией по производству видео 8KRAW и местными партнерами в Непале провела испытания грузовых дронов DJI FlyCart 30 (FC30) на южном склоне Эвереста. Это был первый в истории эксперимент по воздушной транспортировке туда и обратно грузов с помощью квадрокоптера на высотах от 5300 до 6000 метров. В результате испытаний был установлен новый рекорд для гражданских транспортных дронов.
Полезная нагрузка 15 кг, высота 6 000 метров
Испытания FC30 проходили с 25 апреля по 1 мая 2024 года. Тестирование включало зависание дрона, полет без груза и полет в оба конца с грузом. Как уже отмечалось, полеты осуществлялись в районе южного базового лагеря на высоте 5300 метров и на еще бОльших высотах. После завершения полетных испытаний стало ясно, что дрон FC30 может стабильно перевозить до 15 кг грузов из базового лагеря Эвереста на высоте 5300 метров в базовый лагерь C1 на высоте 6000 метров. Это позволило бы избежать рискованного и тяжелого перехода длительностью от 6 до 8 часов через ледник Кхумбу. Транспортировка грузов по воздуху заняла всего около 10 минут.
Перед полетами в районе Эвереста испытательная команда DJI обнаружила, что на некоторых участках маршрута от базового лагеря до лагеря C1 особенности рельефа создавали проблемы для работы передатчиков дрона. Необходимо было решить эту задачу, чтобы в дальнейшем операторы могли бы спокойно управлять полетом БПЛА. Решение было найдено в изменении позиции и точки взлета таким образом, чтобы избежать помех сигналам со стороны гор. После многочисленных корректировок участники команды DJI наконец нашли точку взлета с минимальными помехами сигнала.
Испытательная команда потратила немало времени на поиски лучшей точки взлета и наиболее безопасной траектории полета, чтобы в будущем у операторов не было проблем с доставкой грузов и вывозом мусора. Препятствия для передачи сигнала могут привести к потере связи между пультом дистанционного управления и беспилотником. Выбрав нужную точку взлета, операторы FC30 также столкнулись с проблемой корректировки полетного маршрута. На начальном этапе испытаний оказалось, что на отдельных участках дрон летит при временной потере сигнала между ним и пультом управления. Важно было построить курс так, чтобы можно не беспокоиться за работу удлиненной веревки с механизмом автоматического отделения. Ведь дрон должен был не только привезти полезный груз в лагерь С1, но и забрать оттуда мусор.
Если же в деталях не продумать траекторию полета, то выполнить поставленные задачи с помощью грузового беспилотника было бы невозможно. При корректировке полетного маршрута выяснилось: на некоторых этапах будут препятствия сигналу из-за особенностей горного рельефа. После этого инженеры DJI в составе испытательной команды решили использовать запасной вариант с несколькими операторами FC30. В этом случае управление дроном происходит с нескольких пультов из разных точек. Однако для этого требовалось, чтобы опытный пилот поднимался в лагерь С1, а для этого команде испытателей потребовалось бы получить от властей разрешение на подъем. Поэтому с самого начала решили отказаться от этого запасного варианта.
При исследовании местности и особенностей рельефа на участке между двумя лагерями члены испытательной команды выяснили, что путь от лагеря С1 до вершины ледника Кхумбу относительно ровный. Поэтому персоналу можно совершать полеты туда и обратно сравнительно быстро. Кроме того, эта область находится над опасным ледником и пролегает вдоль маршрута восхождения. Это избавляет от необходимости устраивать переходы через трещины. Для более точного обследования маршрута испытатели решили привлечь квадрокоптер с тепловизионной камерой DJI Mavic 3 Thermal наконец определили стабильную целевую точку для полетов с одним управлением в C1, эффективно решив проблему с сигналом.
Последний этап полетных экспериментов был целиком посвящен влиянию окружающей среды – высот и температурных перепадов – на полетные характеристики и транспортные возможности дрона FC30. Результаты тестирования оказались следующими: грузовой дрон DJI стабильно взлетает при температуре -5°C и скорости ветра 15 м/с с площадки на высоте 5300 метров без внесения изменений в конструкцию и программное обеспечение летательного аппарата.
При выполнении полетной программы коптер смог подниматься на максимальную высоту в 6191,8 метра. Это не было предельным параметром, так как дрон готов был подняться еще выше. Время парения в воздухе на этих высотах достигло 17 минут. После выполнения задачи по перевозке 15 кг полезных грузов на расстояние до 2,7 км и наборе высоты в 700 м FC30 мог бы еще поработать, так как остаточный уровень заряда его аккумуляторов составил 43%. И это после полета туда и обратно.
Более безопасный и чистый Эверест
Испытание FC30 на Эвересте установило мировой рекорд по транспортировке грузов на высотах до 6000 метров. Теперь, как ожидается, результат тестирования станет основой для новых решений в области разнообразных коммерческих альпинистских проектов во всем мире. Согласно последним сообщениям, применение FC30 в районе Эвереста получило высокое признание со стороны местных властей и коммерческих альпинистских организаций в Непале.
22 мая 2024 года местная компания – оператор, которая обладала полномочиями от правительства Непала, официально запустила регулярные перелеты грузовых дронов в Южном базовом лагере Эвереста. Чтобы можно было начать сезон восхождений раньше, в основные задачи работы беспилотников на этот раз включили операции по уборке мусора на южном склоне “Вершины мира”.
Быстрое внедрение регулярных полетов грузовых дронов и доставка с их помощью грузов в горах будет способствовать началу новой эры в области коммерческого альпинизма и горных спасательных операций. Это также поможет улучшить экологическую обстановку, защитить окружающую среду от негативного воздействия человеческой деятельности.
Подробнее о грузовом дроне DJI FlyCart 30 читайте в нашем блоге
Купить грузовой дрон DJI FlyCart 30 на 4vision.ru
Добавить комментарий