Сегодняшней статьей мы открываем цикл материалов, призванных знакомить вас с основными положениями законодательства в сфере БПЛА в разных уголках мира. В конце 2020 года законодательные органы Европейского Союза приняли решение об унификации правил владения и запуска дронов по всему ЕС. По горячим следам мы расскажем вам о том, что необходимо знать перед тем, как отправиться со своим коптером в какую-либо из европейских стран.

31 декабря 2020 года Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) приняло новый пакет единых правил по БПЛА для стран Евросоюза. Все государства-члены ЕС, а также Норвегия, Исландия и Лихтенштейн (к числу присоединившихся к правилам государств также относится и Великобритания) теперь будут руководствоваться единым законодательством в данной сфере. Ранее каждая из стран ЕС имела свой свод правил. Теперь же, путешествуя по Европе – например, от Франции до Италии, – вы будете соблюдать единый стандарт регулирующих предписаний при запуске своего коптера.

Новые единые правила для пилотов и запуска дронов в странах Европы. Часть 1
The Eiffel tower in Paris, France, with blurred moving evening clouds passing behind. Image with great copy space.

Стандартные категории для дронов и их операторов

Универсальные правила EASA для стран Европы касаются как пилотов-любителей, так и тех, кто профессионально использует БПЛА для работы. Маленькие дроны теперь необходимо регистрировать, чтобы контролирующие органы могли отслеживать дроны-нарушители, направляя их обратно к хозяевам. По новым правилам выделяется три категории со стандартизированными требованиями, на которые делятся все дроны и их операторы.

  1. Открытая категория дронов с наименьшими рисками. БПЛА из этой категории не будут нуждаться в авторизации, но на них будут распространяться жесткие ограничения по операциям.
  2. Специальная категория дронов (или дроны среднего риска) подразумевает обязательную авторизацию, которую можно получить у местных национальных авиационных служб на основе информации об оценке рисков.
  3. Категория сертифицированных дронов, представляющих высокий риск, попадает под обязательные авиационные правила, что будет распространяться и на будущие возможные полеты БПЛА с пассажирами.

Первая категория коптеров, представляющих наименьшую опасность, является самой большой. В нее входит большинство любительских дронов, которыми будут управлять посредством процесса сертификации. Это гарантирует безопасность и соответствие всем экологическим требованиям. 

Новые единые правила для пилотов и запуска дронов в странах Европы. Часть 1

Как определить, относится ли дрон к первой “открытой” категории

Дроном можно управлять согласно требованиям “открытой” категории, если:

  • на нем есть этикетка с классом идентификации 0, 1, 2, 3 или 4;
  • дрон был сконструирован в частном порядке и весит менее 25 кг;
  • БПЛА был приобретен до 1 января 2023 года и на нем нет этикетки с классом идентификации, о чем написано выше;
  • дрон не будут запускать прямо над людьми. Исключением будет наличие этикетки с классом идентификации или вес менее 250 г (В данном случае следует ознакомиться с правилами для подкатегорий);
  • коптер будет находиться в диапазоне видимости либо пилоту в отдалении будет помогать UA-корректировщик;
  • дрон будет лететь на высоте не более 120 метров;
  • БПЛА не будет перевозить опасные грузы и не будет сбрасывать что-либо на землю.

Первая категория делится на три подкатегории в зависимости от того, где и как будут летать эти дроны. 

Так, к подкатегории А1 причислены все коптеры весом менее 250 г, которые можно запускать над людьми. В подкатегорию А2 входят дроны весом более 250 г, но менее 2 кг. Эту подкатегорию можно запускать не ближе 50 метров от людей. Наконец, в подкатегорию А3 включены БПЛА массой более 2 кг, и запускать их можно будет вдалеке от скопления людей.

Новые единые правила для пилотов и запуска дронов в странах Европы. Часть 1

Переходный период на пути к унифицированным правилам

Дроны, приобретенные до 1 января 2021 года и не имеющие класса сертификации, можно запускать в рамках первой “открытой” категории. На переход к новым правилам европейские законотворцы выделяют 2 года. Подразумевается, что в течение данного периода до 1 июля 2021 года лицензии, сертификаты и декларации стран Европы будут полностью унифицированы с новыми требованиями ЕС. Страны-члены должны ввести определение географических зон, в которых дронам будет запрещено летать или где потребуется специальное разрешение. К 1 января 2022 года должна состояться полная унификация этих документов с едиными европейскими требованиями.

Следующий этап – до 1 июля 2022 года – подразумевает, что все операции в “открытой” категории будут совершаться согласно правилам полетов, принятым ЕС. Все модельные клубы и ассоциации должны получить разрешение от национальных авиационных агентств. 

По истечении льготного двухлетнего периода, с 1 января 2023 года запускать дроны без класса сертификации в “открытой” категории в странах Европы будет невозможно. 

Новые единые правила для пилотов и запуска дронов в странах Европы. Часть 1

Требования для “открытой” категории

Итак, как мы уже упомянули, “открытая” категория разделяется на три подкатегории, о которых расскажем теперь подробнее. Согласно тому, какой класс идентификации стоит на дроне, или исходя из его веса, мы можем определить, как и в каких условиях им управлять.

Дроны с классом сертификации 0 или те, что были собраны самостоятельно и весят до 250 г, могут летать по требованиям для подкатегории А1, а значит почти везде, кроме мест скопления людей или тех участков, где полеты дронов были запрещены (о таких местах следует узнавать на сайте национального авиационного агентства интересующего вас государства). Дроны с классом идентификации 1 также могут попасть в подкатегорию А1, но только с разницей в том, что вы как оператор должны будете минимизировать вероятность их полета над сторонними лицами.

Дроны с маркировкой класса идентификации 2 относятся к подкатегории А2, что означает возможность запуска в городской среде. Тем не менее, пилоту следует держать безопасное расстояние от посторонних людей. Как правило, это минимальное расстояние должно равняться высоте, на которой летит дрон, но не менее 5 метров. Кроме того, вы также можете запускать дрон и в соответствии с требованиями для подкатегории А3. Наконец, следует избегать полетов в тех местах, где местным законодательством запрещены полеты дронов. Это прежде всего будет полезно знать, тем, кто предпочитает популярные туристические направления с обилием исторических памятников и других достопримечательностей. То есть, речь идет об Италии, Франции, Испании и ряде других европейских стран, традиционно входящих в пятерку наиболее популярных среди российских туристов в том числе.

Новые единые правила для пилотов и запуска дронов в странах Европы. Часть 1
Римский амфитеатр в Ниме (Франция). Съемка таких памятников с дрона зачастую запрещена законодательством.

Дроны, маркировка которых соответствует классу 3 или 4, а также те, которые были сконструированы самодельным образом и весят не более 25 кг, могут летать в рамках требований для подкатегории А3. Это значит, что они не предназначены для запуска в городской черте, а вы как оператор дрона должны соблюдать дистанцию не менее 150 м от жилых, коммерческих или производственных сооружений. Присутствие посторонних людей в пределах видимости дрона также должно быть исключено.

Новые правила также вводят ряд требований для пилотов и операторов дрона. О них, а также о правилах для категорий специализированных дронов среднего и высокого риска мы расскажем во второй части статьи.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here