Сегодняшней статьей мы открываем цикл материалов, призванных знакомить вас с основными положениями законодательства в сфере БПЛА в разных уголках мира. В конце 2020 года законодательные органы Европейского Союза приняли решение об унификации правил владения и запуска дронов по всему ЕС. По горячим следам мы расскажем вам о том, что необходимо знать перед тем, как отправиться со своим коптером в какую-либо из европейских стран.
31 декабря 2020 года Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) приняло новый пакет единых правил по БПЛА для стран Евросоюза. Все государства-члены ЕС, а также Норвегия, Исландия и Лихтенштейн (к числу присоединившихся к правилам государств также относится и Великобритания) теперь будут руководствоваться единым законодательством в данной сфере. Ранее каждая из стран ЕС имела свой свод правил. Теперь же, путешествуя по Европе – например, от Франции до Италии, – вы будете соблюдать единый стандарт регулирующих предписаний при запуске своего коптера.

Стандартные категории для дронов и их операторов
Универсальные правила EASA для стран Европы касаются как пилотов-любителей, так и тех, кто профессионально использует БПЛА для работы. Маленькие дроны теперь необходимо регистрировать, чтобы контролирующие органы могли отслеживать дроны-нарушители, направляя их обратно к хозяевам. По новым правилам выделяется три категории со стандартизированными требованиями, на которые делятся все дроны и их операторы.
- Открытая категория дронов с наименьшими рисками. БПЛА из этой категории не будут нуждаться в авторизации, но на них будут распространяться жесткие ограничения по операциям.
- Специальная категория дронов (или дроны среднего риска) подразумевает обязательную авторизацию, которую можно получить у местных национальных авиационных служб на основе информации об оценке рисков.
- Категория сертифицированных дронов, представляющих высокий риск, попадает под обязательные авиационные правила, что будет распространяться и на будущие возможные полеты БПЛА с пассажирами.
Первая категория коптеров, представляющих наименьшую опасность, является самой большой. В нее входит большинство любительских дронов, которыми будут управлять посредством процесса сертификации. Это гарантирует безопасность и соответствие всем экологическим требованиям.

Как определить, относится ли дрон к первой “открытой” категории
Дроном можно управлять согласно требованиям “открытой” категории, если:
- на нем есть этикетка с классом идентификации 0, 1, 2, 3 или 4;
- дрон был сконструирован в частном порядке и весит менее 25 кг;
- БПЛА был приобретен до 1 января 2023 года и на нем нет этикетки с классом идентификации, о чем написано выше;
- дрон не будут запускать прямо над людьми. Исключением будет наличие этикетки с классом идентификации или вес менее 250 г (В данном случае следует ознакомиться с правилами для подкатегорий);
- коптер будет находиться в диапазоне видимости либо пилоту в отдалении будет помогать UA-корректировщик;
- дрон будет лететь на высоте не более 120 метров;
- БПЛА не будет перевозить опасные грузы и не будет сбрасывать что-либо на землю.
Первая категория делится на три подкатегории в зависимости от того, где и как будут летать эти дроны.
Так, к подкатегории А1 причислены все коптеры весом менее 250 г, которые можно запускать над людьми. В подкатегорию А2 входят дроны весом более 250 г, но менее 2 кг. Эту подкатегорию можно запускать не ближе 50 метров от людей. Наконец, в подкатегорию А3 включены БПЛА массой более 2 кг, и запускать их можно будет вдалеке от скопления людей.

Переходный период на пути к унифицированным правилам
Дроны, приобретенные до 1 января 2021 года и не имеющие класса сертификации, можно запускать в рамках первой “открытой” категории. На переход к новым правилам европейские законотворцы выделяют 2 года. Подразумевается, что в течение данного периода до 1 июля 2021 года лицензии, сертификаты и декларации стран Европы будут полностью унифицированы с новыми требованиями ЕС. Страны-члены должны ввести определение географических зон, в которых дронам будет запрещено летать или где потребуется специальное разрешение. К 1 января 2022 года должна состояться полная унификация этих документов с едиными европейскими требованиями.
Следующий этап – до 1 июля 2022 года – подразумевает, что все операции в “открытой” категории будут совершаться согласно правилам полетов, принятым ЕС. Все модельные клубы и ассоциации должны получить разрешение от национальных авиационных агентств.
По истечении льготного двухлетнего периода, с 1 января 2023 года запускать дроны без класса сертификации в “открытой” категории в странах Европы будет невозможно.

Требования для “открытой” категории
Итак, как мы уже упомянули, “открытая” категория разделяется на три подкатегории, о которых расскажем теперь подробнее. Согласно тому, какой класс идентификации стоит на дроне, или исходя из его веса, мы можем определить, как и в каких условиях им управлять.
Дроны с классом сертификации 0 или те, что были собраны самостоятельно и весят до 250 г, могут летать по требованиям для подкатегории А1, а значит почти везде, кроме мест скопления людей или тех участков, где полеты дронов были запрещены (о таких местах следует узнавать на сайте национального авиационного агентства интересующего вас государства). Дроны с классом идентификации 1 также могут попасть в подкатегорию А1, но только с разницей в том, что вы как оператор должны будете минимизировать вероятность их полета над сторонними лицами.
Дроны с маркировкой класса идентификации 2 относятся к подкатегории А2, что означает возможность запуска в городской среде. Тем не менее, пилоту следует держать безопасное расстояние от посторонних людей. Как правило, это минимальное расстояние должно равняться высоте, на которой летит дрон, но не менее 5 метров. Кроме того, вы также можете запускать дрон и в соответствии с требованиями для подкатегории А3. Наконец, следует избегать полетов в тех местах, где местным законодательством запрещены полеты дронов. Это прежде всего будет полезно знать, тем, кто предпочитает популярные туристические направления с обилием исторических памятников и других достопримечательностей. То есть, речь идет об Италии, Франции, Испании и ряде других европейских стран, традиционно входящих в пятерку наиболее популярных среди российских туристов в том числе.

Дроны, маркировка которых соответствует классу 3 или 4, а также те, которые были сконструированы самодельным образом и весят не более 25 кг, могут летать в рамках требований для подкатегории А3. Это значит, что они не предназначены для запуска в городской черте, а вы как оператор дрона должны соблюдать дистанцию не менее 150 м от жилых, коммерческих или производственных сооружений. Присутствие посторонних людей в пределах видимости дрона также должно быть исключено.
Новые правила также вводят ряд требований для пилотов и операторов дрона. О них, а также о правилах для категорий специализированных дронов среднего и высокого риска мы расскажем во второй части статьи.
А где же вторая часть?
И хотелось бы разжевать для моделей.
Типа владельцы mavic mini попадают в такуюто категорию и придется делать регистрацию в качестве оператора, но не самого дрона.. например.
Добрый день!
Да, в ближайшее время возобновим выпуск статей на эту тему. Будет и вторая часть.
Спасибо, что читаете нас!
Как я понял, регистрироваться придется всем, кто хочет летать в Европе. А сам дрон регистрировать будут начиная с 2023 года, когда с завода будет присваиваться им класс. После регистрации как пилота, на дрон выпущенный до 2023 года, нужно будет наклеить свой номер пилота, или номер сертификата, что бы знали чей он (с этим вопросом еще не до конца разобрался, нужно вникать).
У меня DJI Mavik mini, я не резидент ЕС. Собираюсь в Грецию на Крит,переписывался с местным национальным агентством.Такое ощущение что они не знают новых правил.Я как добропорядочный гражданин хотел зарегистрировать свой дрон в открытой категории и получить на пять лет регистрационный номер в первой Европейской стране посещения .Так как дрон весит меньше 250 грам,мне нужна только его регистрация.Но по ходу вопроса греки ещё сами не знают как это сделать для неризедентов! Придется использовать дрон без регистрации.
По правилам ЕС если дрон меньше 250 грамм, но имеет камеру на него также необходима лицензия для управления