В мае 2019 года компания DJI выпустила “Белую книгу технологий DJI”, которая отражает позицию компании относительно того, в каком русле она должна развиваться, в том числе, и с точки безопасности в воздушном пространстве. Именно эта тема все чаще поднимается при упоминании беспилотных технологий сегодня.

Ровно год назад, в декабре 2018 года, имел место инцидент в британском аэропорту Гатвик, когда воздушная гавань оказалась закрыта по причине нахождения над ее взлетно-посадочными полосами неизвестных дронов. Об этом происшествии трубили все международные СМИ как о событии, свидетельствующем о том, что беспилотные технологии – не только увлекательная игрушка и помощь в определенных ситуациях, но также угроза безопасности людей. Именно гатвикский инцидент стал толчком для законодателей, политиков и производителей взвесить все “за” и “против” и решить, какими должны быть ограничения в этой сфере.

Положительные стороны применения дронов говорят сами за себя. Так, беспилотные системы использовались при тушении и осмотре Собора Парижской Богоматери, а также при борьбе со стихийными бедствиями. Компания DJI, будучи мировым лидером по производству дронов, заявила, что благодаря ее технологиям удалось спасти не менее 231 человеческой жизни! Во многих странах власти начинают относиться к беспилотным технологиям все более внимательно, беря на вооружение дроны для спасательных служб. Это происходит по причине большей маневренности коптеров, по сравнению с вертолетами.

История вопроса

Тема безопасности воздушного пространства, а значит и полета в нем дронов, стала наиболее актуальной за последние несколько лет в связи с активным использованием беспилотников рядовыми гражданами. Наиболее напряженной ситуация стала в “противостоянии” владельцев дронов и представителей авиакомпаний, ведь интересы двух этих групп оказались противоположными. Любители дронов смотрят на свое занятие, как на хобби и развлечение, в то время как в авиации возможность столкновения воздушных судов с дронами стараются свести к нулю. 

DJI Aeroscope – один из первых эффективных инструментов безопасности в отношении БПЛА

Такая противоположность во взглядах создавала ряд проблем при обсуждении вопроса безопасности в небе. В частности, в Великобритании (да и в России) принятые правила запуска беспилотных систем до сих пор до конца не ясны. До сих пор непонятно, как определять границы запретных зон. Например, если в Великобритании вы захотите запустить коптер недалеко от аэродрома, для этого вам потребуется разрешение от Управления воздушным движением (УВД), которое должно подтвердить, подходит ли выбранное вами место для запуска. Однако исполнение принятых законодателями норм явно хромает. Различные подразделения УВД руководствуются руководствуются отличными друг от друга нормами, и большинству чиновников намного проще ставить запрет на любые запуски, чем разбираться в каждой ситуации. Кроме того, в той же Европе в рамках ЕС существует еще и отдельный свод правил, принятый совсем недавно. И эти новые нормы, вероятнее всего, придут на смену национальным, разработанным чиновниками от авиации в каждой конкретной взятой стране ЕС.

Одна из важнейших проблем использования любительских и профессиональных дронов - управление БПЛА в районе населенных пунктов, аэропортов и других объектов подобного рода.
Одна из важнейших проблем использования любительских и профессиональных дронов – управление БПЛА в районе населенных пунктов, аэропортов и других объектов подобного рода.

Чего ждать в будущем

Компания DJI недавно выпустила Белую книгу, в которой озвучила свою позицию относительно того, каким корпорация видит будущее безопасности дронов. Будучи мировым лидером в производстве дронов, DJI может серьезно повлиять на то, в каком направлении будет развиваться эта безопасность.

Компания всегда достаточно быстро принимала решения по усилению безопасности своих дронов. Начиная с датчиков определения препятствий и заканчивая геозонированием, у DJI появилось много функций, которые впоследствии стали применяться повсеместно на всех дронах.

Управление гражданской авиации Великобритании провело свое исследование имеющихся документов о безопасности дронов массой менее 2,4 кг. Таких аппаратов, как мы понимаем, в пользовании больше всего. Итак, выводы были следующими:

  • Существует очень малая вероятность того, что дрон небольшой массы нанесет какой-либо серьезный вред современному турбовентиляторному двигателю самолета. Даже при развитии такой ситуации воздушное судно, оснащенное сегодня не одним, а несколькими двигателями, все равно будет иметь большие шансы на благополучную посадку.
  • Лобовые стекла небольших вертолетов и легких самолетов с большой вероятностью могут быть повреждены при столкновении с небольшим дроном, даже если скорость полета будет невысокой.
  • При любом развитии событий наилучшим способом избежания любых рисков, снижающих безопасность полета, будет предотвращение любого сближения двух летательных аппаратов.
Увеличение количества дронов и использование рядом лиц и организаций целых эскадрилий БПЛА - другая важная проблема
Увеличение количества дронов и использование рядом лиц и организаций целых эскадрилий БПЛА – другая важная проблема

Проблема идентификации

Со времен гатвикского происшествия мы все чаще стали слышать в новостях, как тут или там пилоты рассказывают, что едва избежали столкновения с пролетавшим рядом дроном. Как правило, такие новости СМИ берут из открытых источников и онлайн-отчетов всех тех лиц, которые хоть как-то связаны с авиацией. Будучи владельцем дрона, вы также можете добавлять подобные сообщения, если инцидент имел место. К этому призывает и компания DJI. 

Тем не менее, если посмотреть на ситуацию происшествий с участием дронов со стороны, лично нам кажется такой призыв достаточно странным. Получается, держатель дрона сам невольно провоцирует ситуацию потенциального столкновения с воздушным судном, а потом добровольно должен признаться в этом. Возможно, тем самым компания DJI хочет получить реальный фидбэк от своих клиентов и продолжить совершенствовать технологии защиты от столкновений.

Еще одна существенная загвоздка – то, как определяется беспилотное летательное средство в таких отчетах. В большинстве случаев об инцидентах сообщают пилоты самолетов, поэтому сведения вносятся с их слов. На высоте и при высокой скорости зачастую довольно трудно определить небольшой незнакомый объект. 

Все это породило ситуацию, когда отчетность пилотов попадает в руки новостных агентств, которые освещают новость как угрозу безопасности. Даже в тех случаях, когда вовлеченность дронов в инцидент стоит под большим вопросом. А это, в свою очередь, влияет на восприимчивость пилотов, которые, помня о новостных сводках, в следующий раз передадут, что неизвестным объектом был именно дрон.

Первыми угрозу со стороны дроном увидели сотрудники диспетчерских служб и служб безопасности аэропортов
Первыми угрозу со стороны дроном увидели сотрудники диспетчерских служб и служб безопасности аэропортов

Рекомендации компании DJI относительно безопасности дронов

Компания DJI сформулировала 10 основных рекомендаций, которые должны повысить безопасность дронов:

  1. Установить датчики DJI Airsense (ADS-B) на всех новых дронах массой более 250 гр.
  2. Создать систему, которая будет предупреждать пилотов дронов, если их беспилотник окажется слишком далеко. 
  3. DJI намерена разработать группу международных стандартов для обеспечения надежности дронов.
  4. Инициативные группы пилотов авиации должны разработать стандарты отчетности  при возникновении инцидентов с дронами. 
  5. Все производители дронов должны установить геозонирование и идентификацию своих продуктов на расстоянии. 
  6. Идентификация беспилотных аппаратов должна требоваться на государственном уровне. 
  7. Правительства стран мира должны ввести обязательный инструктаж для пользователей дронов. 
  8. Правительства должны дать четкое определение зонам, запрещенным для полета беспилотников. 
  9. Местные власти должны получить полномочия для быстрого ответа на полет дрона, если таковой представляет собой угрозу для безопасности населения. 
  10. Государства должны обеспечивать необходимый контроль за выполнением норм законодательства в отношении небезопасных беспилотных полетов.  

Эти предложения компании DJI были проанализированы британской инициативной группой. По ее мнению, их можно считать разумными и достойными продвижения. В слову, в Соединенном Королевстве уже применяется кое-что из перечисленного. Например, регистрация для последующей идентификации беспилотника, а также небольшой экзамен по базовому управлению дроном. В отличие от “сырого” российского законодательства, там также публикуется и доводится до населения информация о запрещенных для полетов зонах. Полиция наделена новыми контрольными полномочиями в этой сфере, хотя многие государственные службы все же далеки от понимания и контроля за беспилотными полетами.

Другая сторона проблемы: дроны DJI помогают французской дорожной полиции поддерживать безопасность на дорогах страны
Другая сторона проблемы: дроны DJI помогают французской дорожной полиции поддерживать безопасность на дорогах страны

Предложения DJI относительно технологических аспектов не лишены смысла, хотя, по мнению британских экспертов, датчики ADS-B только на первый взгляд кажутся универсальными средством. На самом деле, довольно много легкомоторных самолетов (которые находятся в основной группе риска в случае столкновения с дронами) не посылают ADS-B сигналы.

Наверное, самой важной задачей на сегодняшний день в большинстве государств является контроль за соблюдением законодательства. Но для этого следует, в первую очередь, поднять грамотность органов полиции в данном вопросе. Усиление ограничений не возымеет нужного эффекта, если даже сегодняшние нормы не будут исполняться. А что вы думаете на этот счет?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *