Прошло лето и подходит к своему финалу необычайно теплая за последние годы осень. Мы не знаем, какой будет предстоящая зима – теплой или, наоборот, чрезвычайно холодной, – но многие владельцы беспилотников уже думают о зимних полетах.
Новичков и тех, кто зимой еще не летал, волнуют два вопроса. Первый: возможны ли вообще полеты в зимние месяцы? А второй: если да, то как правильно и безопасно летать в наши холодные российские зимы. Не во всех странах зима такая суровая, как в большинстве российских регионов. И если не произойдет ничего аномального, то мы снова можем столкнуться с морозами за минус 10 и даже более. Как быть в таких случаях?
Аргументы против зимних полетов
Как правило, те, кто выступают против полетов зимой, ссылаются на главную угрозу – температуры ниже нуля. Именно фактор температуры, по их мнению, может стать решающим и создать массу проблем осмелившимся запустить в воздух свой беспилотник. Более того, в качестве “убойного аргумента” они приводят данные их перечня технических характеристик дрона или данные из руководства к нему. Там обычно указывается, что эксплуатация летательного аппарата при минусовых температурах не рекомендуется или вообще категорически запрещается. В случае же поломки аппарата, производитель обычно лишает владельца права на гарантийный ремонт.
Основные риски зимнего пилотирования сводятся к следующему:
- Самая очевидная проблема заключается в быстром падении уровня заряда полетной батареи и батареи пульта. Мороз – главный враг современных аккумуляторов: он ускоряет их разрядку. Если батареи не имеют функции самообогрева, как на последних моделях профессиональных коптеров DJI (на любительских такого функционала пока нет), то полетное время сокращается в 2 и даже более раза. Вам придется постоянно отслеживать уровень заряда батареи, даже если у него имеется функционал по автоматическому возвращению на базу при критическом уровне заряда аккумуляторов. Причина в том, что мороз вынуждает разряжаться батареи еще до того, как вы поместите их в отсек дрона и пульта.
- Низкие температуры губительны для пластика корпуса, пропеллеров и других важных компонентов летательного аппарата. Этот процесс увеличивает риск поломок, особенно, если дрон попадет в аварию. Ставший на морозе хрупким пластик станет разрушаться в таких ситуациях, в которых при других температурных условиях подобного не случилось бы. Конечно, более дорогие модели коптеров, особенно промышленные дроны DJI, делаются с расчетом на работу при низких температурах (Matrice 200, например, 1-й и 2-й версии), однако и у них есть свои ограничения. У любительских моделей дело обстоит не так оптимистично, поэтому нужно быть начеку.
- Обледенение. Оно в первую очередь опасно для электроники и механизмов коптера. Зимний полет сопряжен с попаданием идущего снега через различные отверстия в корпусе внутрь. А поскольку внутри тепло от работы устройств, то снег будет таять, образуя воду и конденсат. Впрочем, на ветру и при очень низкой температуре капли воды легко замерзнут, превратившись в наледь. Это и есть обледенение, которое может (не обязательно сразу) привести к негативным, а то и катастрофическим последствиям для аппарата.
Почему производитель в руководстве не рекомендует полеты зимой
Собственно жесткого запрета в инструкциях того же DJI нет. Более того, все больше даже любительских моделей этого производителя способны летать при нижнем пороге температур около 0 и даже при -10 градусов Цельсия. Некоторые умельцы выполняют утепление своего квадрокоптера, чтобы он не боялся мороза, а его компоненты не пострадали от низкой температуры или последствий осадков.
И все же, у производителей имеются свои соображения против зимних полетов и они сводятся к следующему. Большинство, если не все, любительских моделей обладают очень легким корпусом, внутри которого с трудом хватает места для важных компонентов вроде полетного контроллера, датчиков, батареи и модуля геопозиционирования и других важных вещей. При таком компактном дизайне нет возможности устанавливать специальные прокладки и утеплители. Вот почему любители сами порой компенсируют отсутствие упомянутых элементов. В итоге, получается, что беспилотники любительского класса рассчитаны на работу при благоприятных температурах и нормальной общей погоде. Модернизация таких машин практически невозможна. Те, кто все же этим занимается, делает все на свой страх и риск.
Есть масса сложностей провести утепление. Например, если принято решение закрыть вентиляционные отверстия, то тогда за счет общего утепления вы жертвуете необходимым для стабильной работы внутренних механизмов системой охлаждения. Нет нужды говорить, чем может закончиться отсутствие нормального охлаждения для электроники. Вообще, надо сказать, абсолютно все производители сегодня не учитывают или мало учитывают возможность полетов своих аппаратов зимой. Удовлетворительных технических решений для безопасной во всех отношениях эксплуатации дронов пока не найдено.
Значит летать зимой нельзя?
Нет, никто не говорит, что нельзя запускать дрон зимой. Но вы должны понимать, что если на улице температура выходит за рамки рабочих параметров для вашего квадрокоптера, то все риски будущего полета, включая потерю гарантии, вы берете на себя.
Кое-кого из пилотов, возможно, обнадеживают новости о глобальном потеплении. Действительно, в последние годы зимы даже в наших суровых широтах стали мягче. В ноябре текущего года в ряде регионов дневная температура достигает чуть ли не 20 градусов тепла по Цельсию. Это хороший шанс продлить сезон полетов. Но какой будет будущая зима, не знает никто. Как говорил известный политический деятель и по совместительству боксер: “А сегодня в завтрашний день не все могут смотреть. Вернее смотреть могут не только лишь все, мало кто может это делать”. Так что, при наступлении зимы не стоит сразу же бросаться, очертя голову, на улицу вместе со своим беспилотником, чтобы попытаться его запустить в воздух.
Помимо того, что нужно самому экипироваться соответствующим образом, также следует предварительно изучить инструкции и руководства к вашему дрону. Вы должны отдавать себе отчет в том, что зимние полеты даже для больших самолетов представляют определенную сложность и считаются, особенно в условиях холодного континентального климата России, экстремальными и представляют вызов для техники и всех ее узлов. Что уж говорить о маленьких беспилотниках? Если корпус – а так в большинстве случаев и есть – не защищен от влаги и не имеет соответствующего класса защиты, то потенциальные туман, снег, образующийся на холоде конденсат или изморозь могут угрожать состоянию всех компонентов. Как уже говорилось, низкие температуры снижают возможности аккумуляторов и оказывают негативное влияние на полетные характеристики в целом.
Также приходится принимать в расчет непредсказуемую погоду, особенно в условиях нестабильной зимы. Снег может внезапно смениться дождем, спокойная безветренная погода смениться сильными порывами холодного, сырого ветра. Пилоту необходимо еще внимательнее следить за прогнозом погоды и быстро принимать решение об изменении планов в случае внезапного ухудшения ситуации.
Рекомендации по зимним полетам от DJI
Батарея
Как и многие современные портативные устройства, в беспилотных летательных аппаратах DJI используются литий-полимерные и литий-ионные батареи. Холодные температуры могут вывести ваши батареи из зоны комфорта, что приведет к снижению их химической активности. Следуйте советам ниже, чтобы обеспечить безопасный полет:
- Используйте только полностью заряженные батареи.
- Предварительно нагрейте батарею до 20°C или более. Для проверки температуры батарей используйте мобильные приложения DJI. Для нагрева батарей без функции самообогрева можно использовать устройство DJI Battery Heater. И вообще, старайтесь держать батареи в тепле (особенно, если у вас есть резервные источники питания).
- Дайте дрону зависнуть на минуту, чтобы батарея нагрелась.
- Двигайте ручками управления аккуратно и плавно, чтобы предотвратить скачки напряжения в батарее.
- Всегда и постоянно контролируйте уровень заряда аккумулятора, так как на холоде он падает быстрее.
Погодные условия
Снижение видимости и влажность из-за снега могут представлять скрытую опасность для съемки захватывающих зимних пейзажей. Важно принять правильные меры предосторожности:
- Уточните погодные условия до полета дрона. Не летайте при сильном ветре, дожде и снеге.
- Не рекомендуется летать при температурах ниже 0°C, но в этом вопросе все под вашу ответственность.
- Избегайте контакта аппарата со снегом. Влага может повредить двигатели. Для взлета и приземления обязательно используйте специальный коврик.
- Убедитесь в том, что сигнал GPS достаточно сильный.
Одевайтесь теплее
Вы когда-нибудь сталкивались с неожиданным отключением вашего мобильного устройства из-за холода? Как уже ранее говорилось, низкие температуры могут сократить срок эксплуатации батареи, особенно типа LiPo. Поэтому помимо заботы об интеллектуальной полетной батарее, не забывайте заботиться о своем мобильном устройстве, которое лучше держать в тепле. Позаботьтесь также о тепле для своих рук, так как эксплуатация пульта дистанционного управления замерзшими руками потенциально опасна. Обязательно надевайте перчатки, но заранее побеспокойтесь о том, чтобы эта модель перчаток позволяла вам не только не замерзнуть на морозе, но и легко управлять пультом.
Настройки камеры: экспозиция и баланс белого
Чтобы запечатлеть красоту снега, вам нужно вручную установить экспозицию камеры и баланс белого. Съемка в автоматическом режиме может закончиться появлением затемненных изображений. Это связано с тем, что система экспонирования камеры иногда может недоэкспонировать снег, обманувшись его яркостью. Добавив дополнительные стопы, вы слегка переэкспонируете свои фотографии, но получите нужные параметры компенсации для съемки заснеженных пейзажей. Точно так же вам необходимо соответствующим образом настроить баланс белого, чтобы получить правильный цветовой баланс снежного пейзажа. В противном случае снег может выглядеть серым.
Хранение
Если вы долгое время не эксплуатировали свой дрон, это может повлиять на его производительность. Правильное хранение – ключ к безопасному полету. Рекомендуется:
- Полностью заряжать и разряжать батареи один раз в три месяца для поддержания работоспособности.
- Снимать пропеллеры и устанавливать на подвес защиту во время хранения.
- Храните дрон в сухом, свободном от магнитных помех месте при температуре около 25 °C.
Если вы готовы погрузиться в съемки сказочных снежных пейзажей с помощью дрона, то выполняйте основные рекомендации и не забывайте делиться своими снимками и роликами в социальных сетях, включая соцсеть для пилотов SkyPixel.
О том, как управлять квадрокоптером или другим типом беспилотника, можно прочитать в специальной статье “Как управлять квадрокоптером: руководство для начинающих”.
Добавить комментарий