Автономное развертывание дронов коммерческого класса становится все более востребованной функцией, что выразилось в появлении различных моделей «дронов из коробки» на рынке. Недавно в число производителей таких беспилотных решений вошла и компания DJI. Многие эксперты считают, что развитие решений подобного рода может полностью изменить ситуацию на рынке коммерческих беспилотников. Так ли это? Давайте разберем этот вопрос на примере док-станции (а точнее, «дрона из коробки») DJI Dock.

Ее обзор в нашем блоге уже делался, поэтому сосредоточимся не столько на характеристиках DJI Dock, сколько на ее возможностях и влиянии на трансформацию рынка беспилотных решений «из коробки». Какие возможности и выгоды может принести эксплуатация нового продукта DJI для промышленных и иных компаний, активно развивающих свои отделы беспилотных технологий? Может ли это стать следующим шагом к большей автоматизации (и частично роботизации) выполнения задач в промышленности, общественной безопасности и других сферах, где сегодня стали шире применяться беспилотные летательные аппараты?  

Вид автономно взлетающих со специальных небольших платформ и возвращающихся на них после выполнения миссии дронов в чем-то похожа на сценарий научно-фантастического фильма. Но в действительности этот, на первый взгляд, фантастический сценарий уже становится реальностью. Целый ряд производителей беспилотных платформ, включая DJI, прилагают максимум усилий для реализации наиболее эффективных и удобных для пользователей решений подобного рода.

DJI реализовала это, создав и выпустив на рынок специальную серию промышленных квадрокоптеров M30/30T вместе с док-станцией DJI Dock, о чем ранее уже говорилось в этом блоге. Это первое решение такого рода в практике компании, но многие считают, что оно имеет большие перспективы и даже может полностью изменить рынок беспилотников в сторону большей автономности и развития роботизированных платформ нового поколения.  

На современном этапе мы наблюдаем развитие тренда, когда производители все больше предлагают целые беспилотные комплексы, в которых есть док-станция, сам беспилотник и специальное программное обеспечение для планирования полетов. При этом дроны способны работать практически независимо или дистанционного с помощью док-станции.

"Дрон из коробки" на примере системы DJI Dock и дрона серии Matrice 30 (dock version)
“Дрон из коробки” на примере системы DJI Dock и дрона серии Matrice 30 (dock version)

Но это не причуды производителей беспилотных систем, а ответ на потребности клиентов: компаний, государственных и общественных структур. Им часто требуется не только эффективное и оперативное выполнение полетных задач, но и сокращение рисков для сотрудников. Последнее относится, например, к дистанционным проверкам критически важной инфраструктуры или автоматическому развертыванию при срабатывании сигнализации на особо охраняемом объекте.

Однако в настоящий момент имеется целый ряд ограничений, особенно законодательного характера, препятствующих полноценному использованию автономных беспилотных систем. В особенности, это касается полетов за пределами прямой видимости (BVLOS – beyond visual line of sight). В целом ряде стран существуют строгие ограничения на этот счет. Но это в свою очередь препятствует расширению практики использования «дронов из коробки».

Впрочем, перспективы есть. Различные компании уже пытаются использовать автономные системы, находя выход в рамках существующего законодательства и требований безопасности. И DJI Dock может помочь реализовать инновационные решения.

«Дрон из коробки» и традиционные системы развертывания коммерческих беспилотников

Как работает традиционная схема подготовки и развертывания коммерческого дрона? Об этом уже много говорилось, но не лишним будет напомнить. В традиционной схеме участвуют главным образом пилот и его дрон. Иногда на первом этапе развертывания и в процессе выполнения миссии может использовать приложение для планирования и мониторинга выполнения полетных задач, например, FlightHub / FlightHub 2 или иные приложения с функциями планирования и мониторинга.

Обычный (regular) DJI Matrice 30 придется сначала достать из чехла или кейса и затем выполнить все традиционные операции подготовки к полету и управления им
Обычный (regular) DJI Matrice 30 придется сначала достать из чехла или кейса и затем выполнить все традиционные операции подготовки к полету и управления им

В этой схеме неизменным всегда является присутствие пилота для ручного управления. В большинстве случаев оператор дрона обязан при этом визуально контролировать дрон, держа его в поле видимости. В ряде случае законодательстве прямо предписывает максимальную дистанцию, на которую может удаляться дрон от базовой точки и самого пилота.

Схема «дрон из коробки» представляет собой ситуацию иного рода. Здесь развертывание может выполняться автономно / дистанционно. В качестве базы выступает специально созданная для этого док-станция, оснащенная специальным оборудованием (место взлета и посадки, зарядным устройством, системой позиционирования и даже небольшой метеостанцией). То есть, док-станция выступает и базой взлета / посадки, и зарядной станцией, и может быть еще чем-то в зависимости от модели и производителя.

После выполнения автоматической миссии или заранее запрограммированного списка задач с инструкциями (при наличии возможности у пилота дистанционно контролировать полет дрона) летающая платформа возвращается на свою базу для зарядки и/или загрузки информации (например, через приложение FlightHub 2, как это делается применительно к DJI Dock).

Что необходимо для эксплуатации системы «дрон из коробки»?

Такое решение, как «дрон из коробки», включает несколько компонентов. Во-первых, это должен быть дрона, у которого имеется возможность автоматической зарядки (как у специальной док-версии Matrice 30/30T). Обычно реализуется такая функция с помощью специальных контактов для зарядки или механизма автоматической замены батареи в «коробке», то есть базовой станции.

Схема подзарядки дрона DJI Matrice 30 / 30T (dock version) на базовой станции
Схема подзарядки дрона DJI Matrice 30 / 30T (dock version) на базовой станции

Во-вторых, базовая станция должна обладать конструктивно и функционально возможностью для автоматического взлета и посадки беспилотника. Как правило, специальное пространство для взлета и посадки конструируют таким образом, чтобы дрон мог не только приземлиться, но автоматически подзарядиться или заменить полетную батарею. В процессе зарядки батареи, ее замены или когда дрон просто находится на базе, «коробка», то есть базовая станция, выступает в качестве места безопасного хранения беспилотника.

В-третьих, необходимо хорошо понимать, для каких целей вам нужен именно такой вариант беспилотной системы. Например, в ряде случаев можно обойтись схемами, исключающими «дрон из коробки». Но в таких случаях, когда приходится работать в сложных условиях, например, на предприятиях энергетического сектора – электростанциях различного типа, объектах нефте- и газодобычи, и переработки и т.п. – это решение будет оптимальным. В этих сценариях операторам приходится сталкиваться с тем, что объект находится в удаленном районе. Там могут быть проблемы со связью и стандартной зарядкой беспилотника, плохие условия рельефа и т.п. Эти неблагоприятные условия позволяют рассчитывать на решения подобные «дрону из коробки» (DJI  Dock или другие). 

В этих случаях достаточно найти подходящую площадку для установки базовой станции (или оставить ее на автомобиле или ином транспорте). После этого можно приступать к автоматическому развертываю и работе беспилотника. Инспекторам, спасателям, поисковикам или службам правопорядка такое решение может оказаться самым подходящим.  

Конструкция DJI Dock (вид изнутри)
Конструкция DJI Dock (вид изнутри)

«Дрон из коробки»: как с этим в России?

Современные условия требуют от российских владельцев дронов коммерческого класса обязательную регистрацию и соблюдения ряда формальностей. Однако при выполнении всех условий работа таких систем, как DJI Dock, то есть «дронов из коробки» вполне возможна. А это открывает большие перспективы, хотя и требует дальнейшего урегулирования ряда вопросов. Без них подобные системы не смогут раскрыть весь свой потенциал.

В настоящее время существует своего рода золотая середина: беспилотный летательный аппарат может быть развернут автономно с док-станции, но потребуется присутствие оператора, чтобы держать дрон в пределах прямой видимости.

Это до некоторой степени можно считать первым шагом к будущему с автономными БПЛА и дистанционным развертыванием. Если в дальнейшем произойдет некоторая «либерализация» правил управления коммерческими дронами в части действий пилот, то это существенно облегчит рабочие операции с использованием беспилотников. Возможно, даже будет создан специальный режим для работы беспилотников и специальные воздушные коридоры для них. Это поможет развитию автономных систем вроде «дронов из коробки».

Сейчас в связи с событиями на Украине дискуссия о либерализации правил эксплуатации беспилотных систем скорее всего будет заморожена. И причины этого вполне понятны: гражданские беспилотники часто стали использовать для военных целей. И это осложняет позицию тех, кто выступает за большую свободу в национальном законодательстве для организаций и физических лиц, работающих с коммерческими дронами.

Сама компания DJI, временно приостановившая работу в России и Украине, считает (но не запретившая покупку и обслуживание своей продукции), что ее док-станция поможет изменить ситуацию в области эксплуатации беспилотных летательных аппаратов. В компании хорошо знают о национальных ограничениях в различных странах, включая Россию, но рассчитывают, что система док-станций позволит в дальнейшем изменить качество и безопасность работы с дронами за счет полностью программируемых миссий и ряда других серьезных изменений.

В частности, система док-станций позволяет более точно планировать полетный маршрут и точки взлета/посадки беспилотников. Это, например, ни в коей мере не противоречит требования российских регулирующих органов по четкому планированию будущих рабочих маршрутов летательных аппаратов. И более того, позволяет даже более строго контролировать работу организаций и компаний, где эксплуатируются системы вроде DJI Dock.

Подведем итоги

«Дрон из коробки» – это первый и захватывающий шаг к полностью автоматизированным рабочим процессам: будь то выполнение задач, возникших неожиданно, либо заранее запрограммированных миссий. Концепция DJI Dock облегчает работу с роботизированными летающими платформами, повышает качество и увеличивает объем собираемой с воздуха информации. Это также способствует более безопасной эксплуатации БПЛА в будущем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *