Выход нового стабилизатора DJI OM 4, оснащенного новой системой крепления и расширенным функционалом для съемки, лишний раз свидетельствует о наличии глубоко продуманной и планомерной стратегии DJI на рынке съемочных систем. Причем речь идет не только о расширении ассортимента стабилизаторов для съемки со смартфонов, но и с профессиональных камер (речь идет о серии стабилизаторов Ronin). Разнообразие и стабильно пополняемый ассортимент этих устройств – повод подробнее осветить тему стабилизаторов для камер и смартфонов, сравнить их по техническим параметрам, функционалу и сферам применения, а также разъяснить некоторым читателям специфику этих устройств.
Что представляют собой стабилизаторы и для чего они используются
На современный рынок ежегодно поступает множество моделей стабилизаторов самых разных производителей, самых разных размеров, конфигураций и назначения. Технологии позволяют создавать как большие системы для профессиональной съемки, так и портативные складные устройства вроде DJI Osmo Mobile 3 или DJI OM 4. Наконец, существуют весьма мощные стабилизаторы, или подвесы, как их нередко называют, для камер на летающих беспилотных платформах.
Эти устройства используются для самых разных вариантов съемки. Портативные стабилизаторы в большей степени ориентированы на обычных пользователей. Это любители фото- и видеосъемки, а также владельцы различных блогов, включая видеоблоги (так называемый “влогинг”). Что же касается более крупных устройств, то они в значительной степени задействованы в профессиональной съемке и кинематографе.
Разумеется, требования к подобному оборудованию разные и они исходят из предстоящих задач и вероятных обстоятельств ведения съемки. Например, для любителей стабилизатор – это возможность получить качественные плавные кадры динамичных объектов, точно отследить их, придать различные эффекты фото- и видеоматериалам. Основная цель – произвести впечатление и даже поразить своих близких, читателей, зрителей блога. Понятно, что портативным подвесам любительского класса не требуется много функций, элементов управления или дополнительного оборудования (аксессуаров). Но даже стабилизаторы серии Osmo Mobile, которые относятся к упомянутой категории, способны при правильном использовании помочь пользователю создать весьма впечатляющие вещи.
Для оператора и режиссера киностудии подвес – это уже важная часть профессионального оборудования. Многие сцены, где оператору приходится часто перемещаться или работать в сложных условиях, вести съемку с необычных ракурсов, создать без подвеса вроде тех моделей, которые входят в линейку DJI Ronin, достаточно сложно. В описанных ситуациях оператор не только использует сам подвес, но и его обширный функционал и настройки (часто довольно сложные и недоступные для любительских версий). Так удается не просто снимать плавные и качественные кадры, но и придавать интересные эффекты восприятия, создавать необычные ощущения от просмотра фильма уже после постобработки материала и получения готового съемочного продукта.
Как устроен и работает стабилизатор камеры
Работа стабилизаторов часто вызывает изумление и массу вопросов, если наблюдатель не знает механизма и принципов функционирования подобных устройств. Например, вы снимаете какую-то динамичную сцену (быстро перемещающийся объект) и одновременно сами быстро передвигаетесь.
При обычных обстоятельствах снять качественный материал не получилось бы. Однако если вы используете во время такой съемки стабилизатор, то получаете просто поразительные по качеству результаты. Более того, при определенных условиях (в том числе замысле автора видео или сценариста) у зрителя появляется эффект присутствия в сцене, но при этом качество и плавность кадров выглядят безупречно. У некоторых возникает, что это какая-то удивительная магия.
В действительности все намного проще, точнее все намного прозаичнее. Каждый подвес – это сложная механическая и электронная система. Ее основу составляет комплект бесколлекторных приводов небольших размеров. Благодаря их правильной работе ваша камера работает стабильно, а ее движения точно корректируются по нужной оси.
У многих моделей стабилизаторов, включая устройства от DJI предусмотрена возможность коррекции движений камеры по трем осям (3-осевая стабилизация). Двигатели управляют:
- наклоном камеры (креном – pitch),
- ее поворотом влево или вправо (на летательных аппаратах и летающих камерах часто используют термин “рыскание” – yaw),
- вращением камеры вокруг своей оси (на летательных аппаратах и камерах это часто называют креном – roll).
Фотография со схемой движения камеры иллюстрирует это пояснение более наглядно.
Во время съемки, хоть на камеру смартфона или профессиональную камеру, ее движения вызывают дрожание кадра. Задача двигателей – сервоприводов заключается в том, чтобы заставить камеру двигаться в противоположном направлении и смягчить тем самым воздействие от вынужденного движения при съемке. То есть, если ваши движения или иные обстоятельства, скажем, вынуждают камеру поворачиваться вправо, то сервопривод, наоборот, вынудит ее двигаться в противоположном направлении.
Однако это слишком простое, можно даже сказать, слишком грубое описание того, как работает стабилизатор. Дело в том, что преимущество бесколлекторных двигателей заключается в том, что они работают при полном контроле со стороны программного обеспечения. И специальные алгоритмы делают движение камеры более плавным и точным. Более того, преимущество ПО заключается еще и в том, что пользователь может сам настроить то, как будет двигаться камера и каким образом будет осуществляться сопротивление внешнему воздействию.
Типы и конструктивные особенности разных подвесов DJI
В ассортименте подвесов DJI есть как портативные или даже суперкомпактные версии подвесов для любителей (серия Osmo Mobile или Osmo Pocket), которые рассчитаны на управление одной рукой, так и большие двуручные подвесы для профессиональной съемки: Ronin-M, Ronin-MX и Ronin 2. Кстати, в серии Ronin не так давно появился и подвес, которым можно управлять также одной рукой. Это Ronin-S. Но то, что объединяет все эти устройства, так это механизм стабилизации. Он везде идентичен.
Различия заключаются в первую очередь в установленных приводах. В разных подвесах они разные по размеру, количеству и мощности, ведь они устанавливаются в расчете на разные варианты установки камеры или расположения встроенной системы, а также на разные вес съемочной системы. Разумеется, вы должны заранее понимать, для какого типа съемки и какой модели камеры вам нужен подвес. Именно эти факторы будут определять ваш выбор.
Кстати, далеко не во всех моделях может присутствовать 3-осевая система стабилизации. Например, в экшн-камере Osmo Action инженеры DJI использовали другую технологию стабилизации. Но так бывает не только в интегрированных съемочных системах. Поэтому вам необходимо заранее узнать то количество осей, для которых разработчики предусмотрели механизм стабилизации. Например, у некоторых небольших по размеру подвесов может быть стабилизация только по 1 оси (коррекция только наклона камеры вперед или назад). Этот фактор может повлиять на качество и эффективность работы подвеса во время съемки.
Второй момент, который следует учесть при выборе стабилизатора, вес камеры. Мы об этом уже говорили, но только вскользь. Вес камеры важен потому, что он не только определяет общий вес всей съемочной системы вместе с подвесом, но и такие моменты, как равновесие и параметры калибровки, точность коррекции движений камеры, плавность ее хода и многое другое. Для небольших камер часто подходят ручные подвесы (для камерофонов лучше подбирать специальные подвесы типа Osmo Mobile). Для больших и тяжелых камеры однозначно лучшим выбором будут большие стабилизаторы DJI, например, Ronin 2. Подобные стабилизаторы также позволяют устанавливать большие и тяжелые объективы, без которых в профессиональной съемке не обойтись.
Впрочем, необходимо также внимательно изучить параметры стабилизатора, который вы хотите приобрести. Например, важно узнать не только его функционал или особенности управления им, но и ограничения по весу камеры и объектива. Если вы заранее будете знать эту информацию, тогда вас не будут поджидать различные неприятные сюрпризы во время рабочей съемки.
Особенности настройки и балансировки стабилизаторов
За некоторым исключением ручные стабилизаторы перед первым их использованием потребуют настройки и балансировки. Эти операции должны гарантировать нейтральное положение камеры, когда подвес не будет двигаться, снизить нагрузку на приводы и повысить общую эффективность съемочной системы. Если не выполнить требования по настройке и балансировке, то подвесу придется работать с несбалансированной камерой. И тогда устройство не сможет эффективно корректировать движения камеры и устранять дрожание кадра.
В этом свете концепция балансировки вполне понятна и не представляет собой чего-то сложного и заумного. Хотите, чтобы ваш подвес выполнял предназначенные ему функции эффективно и корректно? Хотите получать качественные и ожидаемые результаты съемки? Тогда выполняйте перед съемкой настройку и балансировку системы. Смотрите пример балансировки камеры с тяжелым объективом ниже.
Пояснение к фото выше:
- слева на фото показано, как после установки стандартного объектива 18-105 мм была сбалансирована пластина подвеса. На фото справа представлен другой случай балансировки, так как на камеру был установлен тяжелый 12-миллиметровый объектив “рыбий глаз”. После этого пользователю пришлось переместить пластину подвеса назад, чтобы сместить вес камеры и компенсировать вес большого объектива.
Полезный совет:
- Если вам нужно менять объектив камеры, то обязательно отрегулируйте баланс камеры. Делайте это каждый раз при замене объектива, иначе возникнут проблемы с балансом и точной работой устройства.
Лучшие компактные ручные подвесы DJI
Среди наиболее интересных и свежих предложений в этом сегменте подвесов для съемки у DJI есть две совершенно необычных и интересных во многих отношениях модели: Osmo Pocket и OM 4 (который по сути – Osmo Mobile 4, то есть четвертое поколение знаменитой линейки Osmo Mobile). Видеообзор Osmo Pocket можно посмотреть в нашем блоге, а сравнить его со вторым поколением Osmo Mobile можно в статье “Osmo Pocket vs Osmo Mobile 2”. Что же касается нового подвеса для съемки смартфоном OM 4, то вероятно вам будет интересно узнать об его особенностях в статье “Обзор DJI OM 4”. Поэтому мы не будет подробно останавливаться на каждой из моделей, а лишь отметим их ключевые особенности и преимущества.
Сначала несколько слов об Osmo Pocket. Само название модели знающему английский может сказать многое. Но еще больше скажет фото продукта слева. Это суперкомпактный подвес, который легко помещается в кармане или небольшой сумке. И его главной особенностью является наличие встроенной камеры. Это важный момент, который, возможно, вызовет скептические вопросы у знатоков, ведь речь идет о встроенной камере, которую заменить невозможно.
Однако очевидно, что система предназначена для любителей и всех тех, кому важно сэкономить время и быстро приступить к съемке. Одно, но далеко не единственное, преимущество Osmo Pocket, заключается в том, что этот стабилизатор со встроенной камерой не нуждается в балансировке. То есть, в каждом подходящем случае вы быстро вынимаете свой Osmo Pocket из сумки и почти моментально приступаете к съемке. Это все равно, как если бы Джеймс Бонд в случае опасности быстро вынул пистолет и выстрелил по врагу. Это, конечно, некоторое преувеличение, но по сути оно верно.
А вот OM 4 – это совершенно другой вариант. Впрочем, в отличие от предыдущих трех поколений DJI попыталась и здесь реализовать идею быстрой реакции пользователя на неожиданно возникшую интересную сцену для съемки. В отличие от предшественников у ОМ 4 имеется набор из двух типов магнитных креплений, позволяющий за считанные секунды прикрепить смартфон к подвесу и приступить к съемке. Это зачастую играет решающую роль в том случае, если вы увидели уникальную сцену, которая может продлиться недолго.
Но, конечно, в ОМ привлекает внимание не только возможность оперативно снимать интересные вещи. Здесь более широкий функционал (по сравнению с тем же Osmo Mobile 3), более широкие возможности для людей творческих и изобретательных. Кроме большого набора функций для съемки и постобработки новое устройство отличается также удобством работы с ним и большими возможностями для публикации своих работ в Интернете. А обновленное приложение DJI Mimo поможет лучше разобраться со всеми тонкостями работы с подвесом даже новичкам.
Подвесы для профессиональных зеркальных и беззеркальных камер
Подвесы для мобильных телефонов – это полезное и удобное решение для любителей фото- и видеосъемки, а также тех, кто ведет тематические (видео)блоги. Однако очевидно, что далеко не всех устраивает такое решение. Даже любителям часто требуется более сложная аппаратура и более гибкие решения. Что уж говорить о профессионалах: операторах кино, специалистах по визуальной рекламе и т.п.
Зачастую профессионалам нужна не просто более продвинутая система стабилизации, а возможность без особого труда заменять камеры, объективы и другие компоненты, например, фильтры. Для таких случаев лучше всего подходит серия более крупных и тяжелых подвесов серии Ronin, например, Ronin-S / Ronin-SC и Ronin-M / Ronin 2.
Подвесы Ronin-S и Ronin-SC – это более мощный вариант ручного стабилизатора для тех, кто хочет использовать при съемке зеркальную или беззеркальную камеру продвинутого класса. Различия между двумя моделями заключается в том, что Ronin-S вы можете использовать как с “зеркалками”, так и с “беззеркалками”, а модель Ronin-SC – только с беззеркальными камерами. Но в любом случае конструкция первой и второй модели позволяет вести съемку, удерживая подвес одной рукой.
Однако даже Ronin-S или Ronin-SC не дают своим пользователям столько возможностей, сколько их могут дать двуручные тяжелые подвесы Ronin-M / Ronin 2. Они тоже снабжены технологией 3-осевой стабилизации, но предоставляют оператору целый пакет функций, с помощью которых можно снимать настоящее кино уровня любой ведущей киностудии мира. Помимо функционала двуручные подвесы от DJI снабжаются или могут быть дополнены разнообразными кабелями, аксессуарами или внешними элементами управления. Это повышает эффективность, скорость и комфорт работы любого оператора.
Выбор и применение ручных подвесов DJI
На самом деле никаких сложностей при выборе нужного типа и модели подвеса от компании DJI даже у новичка возникнуть не должно, а у профессионала и подавно. Краткий обзор этих устройств, сделанный выше, позволяет четко определиться с тем, какую модель необходимо вам покупать.
Видеоблогерам и просто любителям поснимать себя, своих близких, друзей и свои приключения достаточно любой из версий подвесов серии Osmo Mobile (лучше OM 4, как самой новой) или даже сверхкомпактного Osmo Pocket. Выбор в пользу таких версий стабилизаторов может иметь и еще одну вполне рациональную причину: их портативность.
Для обладателей Osmo Mobile (OM 4) или Osmo Pocket нет нужды возить с собой громоздкое съемочное оборудование: тяжелые камеры и объективы, набор кабелей, компьютеры. Зачастую достаточно помимо компактного стабилизатора иметь с собой смартфон с хорошей камерой, установленное приложение DJI Mimo, карту памяти на всякий случай и доступ в Интернет. Все это позволяет смело отправляться в путешествие или на активный отдых, не занимает много места и не перегружает багаж.
Иное дело, если вы профессионал или просто творческий человек с большим опытом и амбициями. И если вам не сложно (или обязательно требуется) брать с собой хорошую камеру профессионального уровня и набор объективов, фильтров и другого оборудования для качественной фото- или видеосъемки, то придется позаботиться о приобретении как минимум ручной версии Ronin. Впрочем, даже двуручные версии Ronin сегодня создаются таким образом, чтобы у их пользователей было минимум проблем с их транспортировкой и использованием во время съемки.
В любом случае даже при съемке на камеру смартфона любой пользователь хотел бы получить качественное, плавное видео и детальные качественные фотографии. Кроме того, даже любительские ручные подвесы DJI способны предоставить широкие творческие возможности, хотя, разумеется, у владельцев профессиональных устройств таковых гораздо больше, как и больше знаний, опыта и соответствующего оборудования для постобработки.
При создании в особенности видеоконтента вы всегда должны хотя бы примерно представлять себе, как его будет видеть и воспринимать ваш потенциальный зритель. То, что вы снимаете в реальной ситуации или согласно сценарию, на плоском, двухмерном экране будет выглядеть для зрителя несколько (а порой и кардинально) иначе. То есть, задача автора видеоконтента создать убедительное изображение, которое адекватно передает замысел автора, сюжет (историю) и атмосферу места съемки.
И вот для этого вам не обойтись без качественного, продвинутого подвеса. Он поможет вам перемещаться, лучше исследовать пространство, более точно передавать “картинку” и помогать зрителю понять сам сюжет и лучше увидеть место, где все происходит. Подвес дает свободу движений и тогда, когда вам нужно снимать динамическую сцену и передавать визуально сам процесс движения.
Думайте о подвесе как об инструменте, который может заменить много другого оборудования при съемке. Вы можете перемещаться, создавая ровные плавные кадры. Обычно для этого требуется сложное или громоздкое оборудование для камеры вроде тележки, которая размещается на направляющих. Также для камер часто требуется наличие специального крана со стрелой, чтобы передать изображение сверху или с необычного ракурса. Подвес же (профессиональный вроде Ronin 2) позволяет изменять высоту камеры в любой подходящий момент, передвигать камеру без помех для плавности съемки. С подвесом можно снимать и отличные статические сцены, которые, как правило, требуют в иных условиях наличия штатива. Таким образом, получая в свои руки стабилизатор DJI, вы по сути заменяете целый арсенал сложного и/или тяжелого оборудования, обеспечиваете тем самым гибкость, универсальность и простоту съемочного процесса.
Подвес может стать самым мощным и гибким инструментом, если не считать камеры. Используя правильно систему стабилизации, вы создадите потрясающие и убедительные изображения.
Расширенные возможности подвесов DJI
Разумеется, двуручные профессиональные подвесы можно использовать гораздо шире с точки зрения возможностей съемки, нежели любительские ручные стабилизаторы. Профессиональные системы можно устанавливать на автомобили, съемочные краны, специальные штативы, подвешивать к тросам и т.п. У пользователя также есть возможность использовать внешние контроллеры для регулировки панорамирования и наклона по различным осям.
Подвес можно запрограммировать через соответствующее ПО для съемки гиперлапсов или других эффектов. Для этого можно использовать различные модели пультов из ассортимента DJI или устройства управления фокусировкой: систему управления камерой DJI Master Wheels, пульт управления фокусировкой DJI Focus V2 и многое другое.
- Обзор DJI Mic Mini: маленький размер – большие возможности
- Как повысить урожайность с помощью квадрокоптера DJI Mavic 3 Enterprise и программного обеспечения DroneDeploy
- Перспективная съемка и 3D-моделирование
- Goggles N3 – новые FPV-очки от DJI
- Серия стабилизаторов DJI Ronin получила премию Emmy 2024 в номинации “Инженерное дело, наука и технологии”
Добавить комментарий