С технологией LiDAR сегодня знакомы многие профессионалы. Нередко, говоря о методе 3D-облака точек, подразумевают как раз именно эту технологию. В последние годы отмечается бурный рост исследований на основе или с дополнением в виде технологии LiDAR. Множество научных исследований и промышленных проектов с успехом применяют ее для достижения точных результатов и получения новых данных. 

В геодезических исследованиях сегодня пользуются популярностью 4 платформы для создания моделей из облака точек (с помощью LiDAR): 1) платформы воздушного базирования (самолеты и беспилотники), 2) мобильные наземные/надводные платформы (на автомобильном, железнодорожном и водном транспорте), 3) статические наземные платформы (лидары на штативе), и 4) портативные ручные лидары с малым радиусом действия на основе технологии SLAM.

Каждая платформа играет важную роль в создании моделей из облаков точек с помощью LiDAR. Каждая из них предлагает уникальный взгляд на мир, но нас интересуют модели, которые можно создавать с помощью лидаров воздушного базирования, причем исключительно на базе беспилотников (преимущественно от компании DJI).

Камера Zenmuse L1 с модулем LiDAR на 3-осевом подвесе
Камера Zenmuse L1 с модулем LiDAR на 3-осевом подвесе

Лидары воздушного базирования

LiDAR воздушного базирования приобрел популярность относительно недавно. Существует два варианта базирования таких устройств: на пилотируемых и беспилотных летательных аппаратах. При этом обращается на себя внимание сравнительно быстрый прогресс в создании легких лидаров для дронов и почти одновременно происходящий процесс совершенствования систем обработки и хранения данных, полученных с таких аппаратов. 

Развитие этого направления – лидаров на борту дронов – потребовало значительных инвестиций в создание аппаратного и программного обеспечения, совершенствования облачных технологий и создания целых экосистем. Благодаря усилиям различных компаний, включая компанию DJI, сегодня пользователи LiDAR-технологий могут оперативно получать в свое распоряжение точные данные. 

Сейчас почти у всех производителей оборудования уровень максимальной плотности точек более или менее стабильный. На дальнейшее развитие и совершенствование технологии оказывает большое влияние и потребительский фактор, запросы клиентов. И в этом смысле можно наблюдать интересную тенденцию: вместо старого подхода к получению как можно большего количества деталей приходит подход, который ценит только то количество данных (деталей), которые необходимы для проекта. Это напоминает схожую тенденцию в Data Science. Кроме того, потребители стали более осведомленными в плане технических возможностей оборудования LiDAR. 

Реконструкция ДТП с помощью LiDAR воздушного базирования
Реконструкция ДТП с помощью LiDAR воздушного базирования

Преимущества лидаров воздушного базирования

У оборудования такого класса есть ряд преимуществ. Однако при этом следует учитывать разницу при эксплуатации систем на основе беспилотных и пилотируемых летательных аппаратов. И тут стоит отметить, что в последние годы специалисты все чаще отдают предпочтение беспилотникам, а не самолетам или вертолетам. 

Причин такого перехода от пилотируемых систем к беспилотным много. Одна из них, и немаловажная, – общая стоимость затрат на покупку, содержание и эксплуатацию оборудования. Современная практика показала, что даже при использовании самых дорогих беспилотных систем и полезной нагрузки в виде LiDAR-модулей, ваши затраты будут значительно ниже, чем если бы вы решили задействовать в проекте самолет с установленным на борту сканером. 

Дешевле также обходится подготовка пилота (или пилотов) и его работа. Причем речь идет не только о финансовых, но и временных затратах. Это особенно важно для небольших компаний или государственных организаций, которые ограничены в бюджетных расходах и штате квалифицированных сотрудников. В таких случаях можно быстро и сравнительно недорого обучить своего сотрудника. Помощь в этом, например, может оказать официальный дистрибьютор беспилотных систем DJI в России – компания 4vision. Здесь же можно получить советы и другую техническую помощь для решения задач по эксплуатации и обслуживанию беспилотных систем с LiDAR. 

Густая растительность и различные легкие постройки не мешают LiDAR точно отобразить ландшафт
Густая растительность и различные легкие постройки не мешают LiDAR точно отобразить ландшафт

Другим преимуществом LiDAR на базе беспилотников можно смело считать их меньшую зависимость от погодных условий и возможность безопасно работать на малых высотах. В итоге, пользователь получает в свои руки почти всепогодный универсальный инструмент, который помогает решить множество достаточно сложных задач в самых разных отраслях деятельности: от научных исследований до реализации промышленных проектов. 

И, наконец, несколько повторяясь, заметим, что в отличие от лидаров, установленных на самолетах, модули беспилотных систем в сочетании с современным аппаратным и программным обеспечением помогают в случае необходимости получать пусть и предварительные, но очень важные, данные об изучаемом объекте не только после приземления, но и даже во время выполнения полетного задания. Если потребителю важен фактор оперативного получения данных, то лучше беспилотных систем, в частности на базе БПЛА компании DJI, ему не найти. 

Отображение рельефа в полном цвете после съемки камерой Zenmuse L1
Отображение рельефа в полном цвете после съемки LiDAR’ом камеры Zenmuse L1

Обработка данных

По мнению экспертов, самые большие изменения за последний период произошли в области обработки данных, поступающих с LiDAR. По сравнению с тем, что было, сегодня мы наблюдаем быстрый рост автоматизации и оптимизации процессов, причем происходит это главным образом благодаря развитию облачной архитектуры и включает ручное редактирование и контроль качества (QA) в облаке. 

Внедрение облачных технологий привело к значительному сокращению времени выполнения работ и большей гибкости, особенно если речь идет о взаимодействии между офисом и полевыми исследованиями. Данные проекта теперь можно загружать не только после посадки дрона, но и во время полетной миссии. При этом современные технологии позволяют переправить обработанные данные прямо в облако. Единственная проблема здесь – это скорость передачи данных и пропускные возможности применительно к облачным решениям. 

LiDAR - эффективный инструмент для работы геологов, горных инженеров и археологов. Пример установки LiDAR Emesent Hovermap на дроне DJI Matrice 300 RTK
LiDAR – эффективный инструмент для работы геологов, горных инженеров и археологов. Пример установки LiDAR Emesent Hovermap на дроне DJI Matrice 300 RTK

Один из таких успешных примеров можно считать применение лидар-технологий в Австралии, где беспилотники и пилотируемые аппараты с соответствующим оборудование на борту начали использовать для охраны лесов, включая борьбу с лесными пожарами, а также для мониторинга городских пространств (с ежегодным обновлением данных). Именно LiDAR воздушного базирования помог создать высококачественные цифровые модели рельефа, которые легли в основу цифровых копий ландшафта и позволили получить высококачественные цифровые модели зданий. Важно также, что применение новых технологий обеспечило актуальность данных и превратилось в наиболее важный фактор для получения данных в целом. 

Особенно высоко оценили применение LiDAR-технологий на базе беспилотников и самолетов специалисты по лесному хозяйству и пожарные, которые вместе вынуждены бороться с обострившейся в последнее время проблемой лесных пожаров в Австралии. В этом контексте дроны становятся еще более эффективным и наименее затратным инструментом мониторинга и выявления потенциальных очагов возгораний. Помимо лесного хозяйства беспилотники с лидарами используются для мониторинга береговой линии (степени ее эрозии) и отслеживания уровня моря. 

Промышленный дрон DJI Matrice 300, оснащенный Livox LiDAR, установленным на адаптер DJI Skyport
Промышленный дрон DJI Matrice 300, оснащенный Livox LiDAR, установленным на адаптер DJI Skyport

Цифровые копии объектов и ландшафта

Хотя потребность в создании 3-мерных копий ландшафта и городских районов сегодня выросла, это привело к одной интересной тенденции: снижению спроса на полноволновые модели LiDAR. Причин несколько: 

1) на рынке появилось много качественных и недорогих устройств,   

2) теперь все больше данных хранится в облаке и все больше процессов обработки данных выполняется с помощью облачной архитектуры,

3) все больше используется потоковая передача, а форматы сжатия данных становятся все более эффективными. 

Происходит одновременный процесс снижения цен на LiDAR-устройства и рост затрат на обработку и хранение больших объемов данных в облачных хранилищах. В результате, компании стараются рационально распределять ресурсы на получение того, что им нужно. 

В последнее время наблюдается усиление взаимодействия между клиентами и поставщиками. Клиенты требуют больше информации о процессе обработки данных, а компании предоставляют более подробную информацию о своем подходе к обработке – автоматической, ручной или аутсорсинговой – включая свой подход к обеспечению качества и процессу постобработки.

*** 

Развитие технологий LiDAR-сканирования с помощью беспилотников – сравнительно новый тренд в научных исследованиях и в сферах промышленного применения. Ситуация здесь быстро меняется. И перемены затрагивают самые разные вопросы: летательные аппараты, полезную нагрузку в виде модулей для лазерного сканирования, другое аппаратное обеспечение, а также программные приложения. В следующих статьях мы постараемся рассказать о лучших актуальных платформах DJI для выполнения лазерного сканирования и 3D-моделирования, а также спектре актуального программного обеспечения. 

Другие наши статьи о применении технологии LiDAR на беспилотниках DJI:

“Как использовать беспилотные платформы, оснащенные LIDAR?”

“Сравнение метода фотограмметрии и сканирования LiDAR в беспилотных технологиях”.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *